В беде друзья познаются с обеих сторон.
Если беда с твоим другом, то тут более-менее понятно. Такая история на раз вскроет корыстные мотивы и дефектные ценностные ориентации. Нужно много умений и качеств, чтобы оставаться с тем, кому плохо: и доброта, и бескорыстие, и способность к поддержке, нужны и советы, и прямая помощь – деньгами, крышей над головой, объятием или чем-то еще. Тема «настоящий друг остается рядом в любых ситуациях» широко расписана и в целом дает неплохой набор ориентировок.
А вот если плохое произошло с тобой самим – тут сложнее. Беда не означает индульгенции на любое поведение или бесконечное потребление, несмотря на то, что романтические представления о дружбе именно об этом и говорят.
Вот вам границы:
Требуешь ли ты от других многого при том, что тебе всегда мало? Жалуешься ли на недостаток любви, внимания или помощи от того, чьими ресурсами уже пользуешься?
Обесцениваешь ли ты чужую помощь? Играешь ли в игру «да, но мне это не подходит» с большинством дружеских предложений? Помогает ли тебе то, что ты берешь от других, позволяешь ли ты другим сделать с тобой что-то устойчиво хорошее?
Помогаешь ли ты себе сам? Обращаешься за помощью к специалистам? Удерживаешься в этой работе?
Сохраняешь ли ты способность откликаться на чужую радость, несмотря на то, что тебе сейчас плохо?
Как долго с тобой все это происходит?
Есть ли у другого основания оставаться рядом, кроме чувства долга и вины? Что у тебя есть для него?
Так что – хороший ли ты друг, когда тебе плохо? С этим взглядом истории людей о том, что «когда мне было плохо, все друзья от меня отвернулись», становятся не такими однозначными. То есть - иногда и правда друзья были плохими, конечно, так тоже бывает.
А иногда был плох ты сам.
Автор: Анастасия Долганова